Warning: mysql_fetch_assoc(): supplied argument is not a valid MySQL result resource in /home/adr/www/adriyatik/cms/t3lib/class.t3lib_db.php on line 741

Warning: mysql_free_result(): supplied argument is not a valid MySQL result resource in /home/adr/www/adriyatik/cms/t3lib/class.t3lib_db.php on line 766
Дворец Топкапы

Дворец Топкапы

Дворец Топкапы



Туры в Стамбул

Города и регионы

Улудаг

Отели и курорты

Туры по Турции

Бизнес-туризм

Event-туризм

Инсентив-туризм

Стамбул от Upjet  In English

Сразу же за собором Святой Софии на одном из холмов над мраморным морем расположен султанский дворец Топкапы, который по праву можно назвать еще одним чудом света. Этот дворец в течение почти трех столетий служил резиденцией султанов. Более 50 тысяч человек жили и работали в дворцовых помещениях. Это был настоящий город в городе с собственными мечетями, банями и даже зоопарком. И сегодня Вы можете посмотреть сказочные императорские залы, оружейную палату, знаменитую сокровищницу, где хранятся драгоценности султана, коллекции изумительного китайского и японского фарфора. Войти в Топкапы можно через Высочайшие ворота, или Ворота Приветствий, рядом с которыми расположен фонтан, название которого леденит кровь: фонтан Палача - в нем ополаскивали орудие казни. Иногда провинившимися были и жительницы гарема. Из 300 комнат гарема только 30 открыты для экскурсионных посещений, но и они дают возможность оценить нравы и атмосферы того времени. Кстати, законных жен у султана не могло быть более четырех. А вот число обитательниц гарема не регламентировалось.

Дворец Топкапы является одной из самых крупных достопримечательностей Стамбула. На протяжении 400 лет этот дворец являлся центром управления Османского Государства, одной из трёх крупнейших империй мира. С этой точки зрения, Дворец Топкапы более чем с 1, 5 мл., числом посетителей является одним из посещаемых музеев в ряду европейских музеев, а также музеев Турции.

В 1453 году, после завоевания турками Стамбула, оттоманский падишах Султан Мехмед завоеватель, поселившийся в небольшом дворце, неподалеку от теперешнего Капалычаршы, приказал (1475-1478 гг.) соорудить важнейшие постройки дворца Топкапы на останках Римского города. В последующие века, дворец до конца 19 столетия, вплоть до того времени когда был покинут последним османским падишахом, достраивался и обогащался. Подлинное название дворца Топкапы - "Сара-и-Джедиде-и-Амире" было переименовано в "Топкапы Сарай" (дворец), ибо у самых врат дворца находились большие пушечные сооружения. Эта площадь (700. 000 кв. м) длиною 5 км., в общей сложности равнозначна площади вдвое больше Ватикана, и вдвое меньше Монако.

В 1856 году, с завершением строительства Дворца Долмабахче, Дворец Топкапы был освобожден и в нём продолжали оставаться жёны низложенных или же умерших падишахов. В 1923, с установлением республики, Дворец Топкапы, как и другие дворцы, по приказу Мустафы Кемаля Ататюрка, был объявлен музеем. Коллекция музея Топкапы наряду с коллекциями австрийского Габсбурга и знатных династий русских царей считается одной из 3-х редчайших во всём мире. Число экспонатов достигает 65 000, однако в экспозицию вошла всего лишь десятая часть всей коллекции по причине отсутствия обслуживающего персонала и выставочных салонов. Дворцовая знать, высший орган власти, служители дворца и воины - вот неполный перечень 5 000 обитателей дворца. Кроме того, ежедневно дворец посещало приблизительно 5 000 человек. Большая часть разрушена вследствие пожаров (XVI столетия) и землетрясений. Комплекс многократно реставрировался. Именно по этой причине, в архитектурных стилях комплекса наблюдаются некоторые эклектические особенности, начиная с XV и по XIX столетие.

Строительство зданий на территории Топкапы и садовых участков, хотя и напоминали европейские образцы, но всё же османы предпочитали иной, самобытный стиль. До сооружения комплекса турки, ведущие кочевой образ жизни, в архитектуре дворца использовали традиции кочевья. Дворец Топкапы украшали многочисленные сады и широкие участки с зелёными насаждениями, позволяющие раскинуть шатры кочевников, в точности как во времена кочевых переселений.

У парадных ворот Дворца Топкапы, именуемых "Баб и Хумаюн", имеется монументальное здание фонтана, сооруженного падишахом Ахмедом III в 1728 году, в благотворительных целях. "Блистательные (или высокие) врата" были построены по приказу султана Мехмеда II Завоевателя (Фатиха) в 1478 году. Войдя в эти ворота перед вами возникнет просторный и довольно длинный "1-ый двор" дворца. В правой части этого дворца размешены: Жандармское управление, служебные и жилые помещения дворца, дворцовая богадельня и развалины хлебопекарни дворца. За этими сооружениями открывается живописная панорама Мраморного моря.

Слева - церковь св. Ирины, старинное здание монетного двора османского периода, а также Стамбульский Археологический Музей. Сведения о церкви св. Ирины и об Археологическом Музее более обстоятельно будут приведены в последующих главах книги. Продолжая свой путь по первому двору комплекса Топкапы и приобретая у правых билетных касс пропуски, откроется вход во 2 главные ворота "Баб- и Селям". Это и есть начало обзора экспозиции музея. Ворота, сооруженные в годы властвования султана Мехмеда 2, имели и второе название- Средние Ворота. Левая башня ворот сооруженных из кованого железа (1524 г.) в османский период, заменяли также тюремное помещение для осужденных дворцовых особ высокого ранга.

Следуя через врата Баб- и Селям пред Вами возникнет двор (размеры: 130 X 160), украшенный садом с вековыми вечнозелёными кипарисами и платанами. У самого входа в этот двор экспонируются макеты, демонстрирующие и доказывающие размеры комплекса. Справа, у входа, открыта экспозиция падишахских экипажей. Во 2- ой двор комплекса, застроенном одноэтажными постройками, имели право входа иностранные гости, народ, посещающие кухни, а также диван (высший совет). Во времена нахождения падишаха во дворце налагался строгий запрет на все переговоры. Многочисленные дворцовые садовники, ухаживающие за садом, в котором расхаживали газели, павлины и другие экзотические животные создавали атмосферу райского уголка. Правое крыло 2 двора комплекса занимают дворцовые кухни.

 

Дворцовые кухни и фарфоровая коллекция

Во дворовых кухнях, сооружённых султаном Мехмедом II, а в XVI столетии реставрированном известным зодчим Синаном, трудилось около 1 200 человек обслуживающего персонала. Если принять во внимание то, что во всём дворце проживало 5 000 человек, то приблизительно 25% дворцового населения служило в кухонном помещении. Внутри кухонного комплекса имелось еще три дополнительных кухонных отделения, в которых приготовлялась пища для падишаха и другого персонала а также особое отделение для изготовления сладких блюд и деликатеса, особые помещения для поваров и подсобного состава, мечеть и баня, кладовая, чуланы для съестных припасов.

В каждом из 10 помещений главного здания кухонного комплекса дворца изготовлялась пища для матери-султанши ("валиде-султан") и ее подчинённых, наследственного принца, евнухов, слуг, стражи и других придворных чинов. Дымовые трубы на башнях, после грандиозного пожара 1574 года были построены зодчим Синаном. Ежедневно, 20 000 раз производилось приготовление всевозможной пищи. Иными словами, кроме пищи, приготовляемой для 5 000 обитателей дворца (15 000), производилась раздача еды для каравансараев и богоделен на 5 000 душ. Сегодня, большая часть кухонного комплекса является местом демонстрации редчайшей коллекции фарфора, занимающей 3 место в мире. После китайского и немецкого фарфора, следует коллекция Музея Топкапы из 12 000 предметов.

Войдя в кухонный комплекс, можно ознакомиться с коллекцией фарфора (в хронологическом порядке): искусство династий Танг (VII-IX столетия), Селадон (X-XII столетия). Начиная с XVII столетия, с завершением производства китайского фарфора и зарождением Японского фарфора, коллекцию завершают образцы европейской коллекции фарфора XVIII и XIX столетий, привезённые из Берлина и Варшавы; др. европейские образцы. Самыми ценными предметами из всей коллекции фарфора считаются редчайшие образцы белого фарфора (XVI столетие), не имеющегося в Европе, а также блюда, окрашенные в так называемый императорский жёлтый цвет. Существует версия, что зелёный фарфор, датируемый периодом Селафонов, отличался особенностью видоизменять окраску, если в фарфоровое блюдо поступало ядовитое вещество.

Рядом с фарфоровой коллекцией разместилась "хелвахане" (кухня по изготовлению десерта). Здесь, экспонируются гигантские казаны, котлы и другая кухонная посуда и утварь. В конце коридора, рядом с "хелвахане", на том пространстве, где изготовлялось мыло и находилась маслобойня, открылась экспозиция коллекции изделий из стекла, изготовленной специально для дворца в мастерских Стамбула, а также Венеции. В другой части коридора коллекция серебра и серебряных сувенирных изделий, привезённых во дворец, либо, искусно изготовленных дворцовыми ювелирами.

 

Гарем

Слово "Гарем" арабского происхождения и образовано от видоизменённого "харам" (запрещённый). После сооружения комплекса Топкапы, дворец становится центром административной жизни Стамбула. Однако, династии турецких султанов и их семьи на протяжении 80 лет продолжали жить, в старом дворцовом комплексе, в районе "Баязита".

Пожар, впервые вспыхнувший в эпоху Султана Сулеймана законодателя, в стенах старого дворца стал причиной переселения семьи падишаха, в особенности под воздействием супруги падишаха Султанши Хуррем в ту часть комплекса Топкапы, где находилось здания сооруженные из дерева. Переселение султанских династий и их семей во дворец усилило главенствующую роль падишахских жён в жизни гарема и в управлении государством.

В период грандиозного пожара (1666 г.), деревянные сооружения были подвергнуты разрушению, после чего началось строительство новых зданий, имеющих между собой связь. Таким образом, до нашего времени сохранился небольшой комплекс из 300 помещений, открытых для посещений. Здания, сохранившиеся до наших дней датируются 16- 18 столетиемВпервые часть комплекса, предоставленная туристам и посетителям музея с 1971 года. Экскурсоводы, сменяющие друг друга через каждые тридцать минут, проведут Вас по залам комплекса после приобретения билетов в кассах во 2 дворе дворца. Начало обзора - место, которое ранее именовалось "Въездные Ворота Гарема".

Гарем являлся запретным миром для постороннего глаза. Исключение составляли падишах и его ближайшие родственники и приближённые. Сюда был открыт доступ лишь для представителей трёх профессий: доктора, учителя принцев и музыканты. Немусульманин же о вхождении в гарем даже не мечтал.

В гареме, кроме жён и матери-султанши жили юные принцы, будущие наследники престола, или же наследники не достигшие несовершеннолетия, их сестры и слуги, обслуживающие многочисленных обитателей гарема. Некоторые из падишахов, строго придерживающиеся исламских законов имели по 4 жены, а некоторые из них в собственных гаремах имели сотни и сотни жён. В дворцовом гареме, прислужницам падишаха были наложницы, а также привезённые из захватнических походов дети женского пола в младенческом возрасте. В обязательном порядке изменялись имена и вера этих женщин. Женщины, ставшие супругами падишахов и родившие детей получали право на получение отдельного помещения в гареме; иные же продолжали свою жизнь в гареме, прислуживая и неустанно выполняя приказы падишаха, либо же выходили замуж за богатых сановников высшего ранга, после чего обретали свободную жизнь.

Многие жительницы гарема, падишахские жёны, наложницы, служанки попадали сюда или из невольничьего рынка, или же в качестве подношения падишаху. Через определённый отрезок времени эти женщины-невольницы принимали магометанскую веру. Невольницы, привезённые в Стамбул с различных концов света, хотя и имели непревзойдённую красоту и дарили падишахам наследников, и всё же торжество, блеск и пышность дворцовой жизни была сродни тюремному заключению и их привязанность к падишаху и династиям османов не могла быть искренней и прочной.

Поскольку, в династии османов, султанат передавался по наследству старшему сыну, то самой большой мечтой наложниц и султанш гарема считалось произвести на свет наследника престола. Только таким образом было гарантировано их будущее и обеспеченная старость. Только таким образом жёны и наложницы становились "хасеки" (любимая жена султана - фаворитка). С другой стороны, между любимицами падишаха и владычицей гарема султаншей- матерью, разгорались не утихающие распри. Султанша- мать (Валиде султан) властно ведала всеми делами гарема. В гареме ей было отведено более 40 комнат и большое количество прислужниц.

Гарем, площадью в 6 700 кв. м., имел: около 3-х тысяч комнат, 46 туалетов, 8 турецких бань, 4 небольшие кухни, 2 мечети, 6 кладовых для съестных припасов ("киляр"), плавательный бассейн и одну лечебницу. Глава чёрных евнухов "господин девушек" был особой приближенной к султану и третьим влиятельным человеком после властелина и его султанши- матери. Покои чёрных евнухов, которые занимались воспитанием и обучением наследных принцев отличались своим убранством и роскошью от жилых помещений иных чёрных евнухов. Чёрными евнухами становились оскоплённые негры. После принудительной кастрации, выживала лишь небольшая часть этих людей.

Большая часть евнухов, теряли жизнь от потери крови и антисанитарных условий в которых осуществлялась кастрация. С этой целью, чёрные евнухи, периодически проходили осмотр, после чего получали право на продолжение жизни в гареме. Следует добавить, что на должность чёрного евнуха принимались исключительно негры, ибо, в результате случайных связей с евнухами, могли рождаться дети и падишах не желал такого наследника принять в свою семью. Африканское происхождение чёрного евнуха, помогало усилить бдительный контроль в гареме. Чёрные евнухи, ущемлённые своим положением, становились средоточием дворцовых интриг; однако порой эти интриги оказывали трагическое воздействие на их судьбу.

С целью предотвращения братских распрей, в пору властвования <атиха> (завоевателя), по его указу было узаконено умерщвление падишахских братьев и их наследников. В более поздние периоды, традиция умерщвления братьев падишаха была позабыта, а если падишах умирал в раннем возрасте так и не став отцом, братья и племянники заключались в покои Гарема, именуемые "золотая клетка". Некоторые падишахи были умерщвлены в Гареме, становясь жертвами дворцовых интриг.

Гид музея, который ознакомит Вас с Гаремом, покажет комнаты и дворы чёрных евнухов, покрытые глазурными, изразцовыми плитами, школу, в которой воспитывался царевич, двор и покои падишахских жён, пышное ложе султанши- матери, столовые и комнаты для обряда богослужения, турецкая баня, выложенная мрамором, которая принадлежала падишаху; в целях безопасности внутри помещения была построена изящной работы защитное ограждение, где и купался падишах, спальня Султана Абдульгамида 1, правившего в 18 столетии, ослепительно роскошный зал Султана Мурада 3, правившего в 16 столетии, изящнейшая библиотека падишаха Ахмеда 1, стены покоев султана Ахмеда 3-го были украшены растительными мотивами и считались лучшими образцами декорирования своего времени; эта комната, также служила столовой падишаха. Рядом находились небольшие комнатки братьев падишаха и дорога, по которой падишах отправлялся к своим наложницам.

Вход гарема находится в 3-м дворе дворца, однако вновь следует вернуться во 2-й двор (к началу обзора) и ознакомиться с остальными помещениями Гарема. Неподалеку от входа в Гарем находиться сооружение, именуемое "Куббеалты" (палата, в султанском дворе, где происходили заседания дивана. За балюстрадой, в верхней части салона находилась комната, предназначенная для тайных заседаний самого падишаха, скрытых от глаз визирей. Рядом с диваном (высший совет) находится "Адалет Кулеси" ("Башня Правосудия" 41 м) в XV столетии служила наблюдательной вышкой. Реставрационные работы, проведенные в последующие годы, вернули башне первозданный вид и превратили ее в символ не только дворца, но и всего Стамбула.

Часть гарема, расположенная неподалеку от "Палаты Заседаний" в османский период служила "Хазине" (сокровищницей), сегодня, здесь открыта выставка оружия. Самым важным экспонатом коллекции считаются сабли Фатиха (Завоевателя) и одного из исламских командующих Муавийе, броня и латы падишаха Селима Явуза (Грозного), завоевателя Среднего Востока в пользу османов, чужеземные оружия, датируемые 16- 19 столетиями, секиры палачей, и другие комплекты оружия, стрел, лат, персидской и турецкой работы.

Следуя из 2 двора в 3-й, Вашему взору откроется вид на парадные ворота "Бабюссаде" или же "Акаталар Капысы". Эти ворота считаются 3 большими воротами дворца. На протяжении 400 лет, перед этими воротами осуществлялся дворцовый церемониал и пышные торжества. Эти ворота разделяли административный корпус дворца и падишахский дворцовый комплекс. Во время церемониального ритуала в отверстие, покрытое камнем, помещалось знамя османов. Перед знаменем водружался падишахский трон, а вокруг него, полукружием занимали свои места сановники высшего ранга, вельможи, чиновники, командующие.

Минуя "Бабюссаде" и войдя в 3 двор перед Вами предстанет сооружение "Арз одасы" (приёмная). Это большое здание, украшают изразцовые плиты редчайшей работы. Решения, принятые после дворцовых заседаний в виде отчётов передавались падишаху. В левом углу этого большого, просторного салона, находился трон, а на стене источник, встроенный в стену в целях изоляции звуков, доносящихся до слуха ожидающих своей очереди в приёмной. Стена, расположенная напротив приёмной была исписана арабскими письменами и украшена тугрой (монограмма султана). У входа в 3-й двор, справа, находится здание старинной, дворцовой школы. В данный момент, здесь размещена администрация музея. Правое крыло двора, занимает коллекция "Тканых изделий", занимающая свое место в салоне, именуемом "Палата отправляющихся на войну".

В этом салоне, открыта выставка одежды царевичей, дорогих тканей. Неподалёку от этой коллекции находится двухкупольное дворцовое здание (резиденция завоевателя). Это здание отведено под "Хазине" (сокровищницу).

 

Внутренняя хазине (казна)

Этот комплекс, в котором в былые времена находилось хранилище казны еще в период османов, начиная с XVII столетия превращается в здание Хазине. В салоне, где экспонируются редчайшие украшения и драгоценности, изготовленные дворцовыми мастерами ювелирного дела. Известно, что в XV столетии во дворце трудилось около 70 мастеров ювелирного искусства. С балкона, расположенного между 4 залами экспозиции открывается красивейшая панорама. Кроме того, в каждом из салонов имеется царский трон. В 1-м зале имеющийся трон из эбенового дерева с инкрустацией из слоновой кости принадлежит Мураду IV и датируется XVII столетием.

Здесь же демонстрируется коллекция подсвечников и канделябров из золота, наргиле, кальяны, столовые сервизы из серебра и золота, музыкальные шкатулки из слоновой кости индийской работы, оружия, инкрустированные и усыпанные драгоценными камнями, а также трость, украшенная драгоценными камнями, принесённая в дар германским императором Вильгельмом II. Трон второго салона принадлежит султану Ахмеду I (XVII столетие). В этом же зале экспонируется известный "Кинжал Топкапы" - подарок султана Махмуда I персидскому шаху Надиру, однако подарок, по причине смерти шаха, был возвращен во дворец.

Одним из ценнейших произведений коллекции 3-го салона является "Алмаз Кашикчи". По преданию, это название берет свое начало от кашикчи (ложечника), нашедшего этот алмаз. Драгоценный камень (в 86 карат), усыпан 49 бриллиантовыми камнями. Другим редчайшим произведением коллекции являются подсвечники, изготовленные к могиле Пророка Мухаммеда. Каждую из этих подсвечников украшает 6 666 шт. бриллиантовых камня и покрытие из золота. Трон, находящийся в этом салоне, является подарком египетского губернатора Ибрагим Паши султану Мураду 3-му, в 16 столетии. Трон из орехового дерева и имеющий покрытие из золота. В 4-ом салоне находится трон султана Махмуда 1-го подарок персидского шаха Надира. Этот трон с покрытием из чистого золота украшен 25 000 драгоценных жемчужин. Среди экспонатов коллекции, четвёртого салона занимает место останки Св. Иоанна Крестителя, чётки, инкрустированные шкатулки для нюхательного табака, письменные принадлежности, кинжалы, предметы из слоновой кости и керамика, украшенная драгоценными камнями.

Покидая сокровищницу Гарема, следует пройти через 3-й двор, обойти его и продолжить свой путь в направлении северной стены. На вашем пути появятся администрация музея, два выставочных помещения в которые вы попадёте по двум узеньким дорожкам 4 двора. Один из выставочных залов - Палата казначеев, в которой хранятся рукописи, портреты падишахов, коллекция каллиграфии и живописи. Здесь же имеются копии портретов, османских падишахов, экспонирующиеся в европейских музеях, исламские миниатюры XIII-XVII столетий. В палате, именуемой "оружейная", выставлена коллекция часов. Самым ценным экспонатом коллекции XVI-XX века, являются часы редчайшей ювелирной работы, усыпанные драгоценными камнями, подаренные султану Абдулмеджиду I русским царём Николаем. Рядом с выставочным залом "Коллекция часов", находится третий, по художественной значимости и по величине зал, в котором хранится коллекция "святых реликвий".

 

Святые реликвии

Султан Селим Явуз, захвативший Египет (1517 г.), перевёз в Стамбул Святые Реликвии Пророка Мухаммеда. После этого, каждый из османских падишахов, взошедших на престол приняли халифат и именовались халифами (преемниками) пророка. В первом из залов, украшенных изникским фаянсом, особое внимание привлекают дождевые впадины, привезённые из Каабы и сабли 4-х халифов Пророка Мухаммеда. Минуя этот зал, во 2-м салоне, в особом разделе, под стеклом экспонируются хырка (стёганая куртка) Мухаммеда, его сабля, знамя и стрелы, а также след от ступни пророка, зуб, волос от бороды и письмо.

Наиболее интересным явлением 3-го двора, считается "Дворцовая Библиотека"- памятник 1719 года, построенный по указу султана Ахмеда 3-го. В строительстве библиотеки был использован исключительно мрамор. Большая часть рукописей (4 000) этой библиотеки, вошла в коллекцию других музеев. В здании библиотеки можно ознакомиться еще с цветными керамическими плитами. И, наконец, чтобы добраться до 4-го, последнего двора дворца, следует пройти через два прохода.

Продолжая свой путь по лестничной дорожке цветника тюльпанов, можно добраться до двора, получившего название "Терраса Халич". Эта терраса часть дворца "Ифтарийе", имеющем небольшой бассейн и куполообразное покрытие балкончика с которого открывается красивейшая панорама на Халич. С этой террасы открывается живописный вид на берега Эминёню, Галата и мосты Халича. С одной стороны террасы, расположен "Багдадский Дворец", построенный в 1638 году в честь багдадского похода султана Мурада IV, с другой стороны- "Суннет Одасы" (комната, где совершался обряд обрезания царевича). Багдадский Дворец славится голубыми фаянсовыми покрытиями, позолотой купола, инкрустацией по перламутру и резьбой по слоновой кости.

Этот дворец являлся одним из лучших образцов османской архитектуры XVII столетия. Вновь возвратившись к цветнику Тюльпанов и продолжая путь вдоль цветника, в направлении берегов Мраморного моря, на Вашем пути появятся сначала "Хекимбашы Одасы" (комната главного лекаря); затем, спускаясь по той же лестничной дорожке цветника тюльпанов, доберёмся до "Дворца Меджидие".

Прежде чем покинуть этот дворец, следует ознакомиться с этим сооружением, являющимся одним из последних (1840 г.). Дворец "Меджидие" был построен по указу султана Абдулмеджида I-го и заказан зодчему Саркису Бальяна. Сегодня, в этом дворце имеются: изысканный ресторан, кафе, бюро по обмену валюты и телефоны- автоматы. Терраса, расположенная перед Дворцом Меджидие, именуется "Терраса Богаз" (Пролив). С этой террасы видны: вся Азиатская сторона, Мраморное море, острова и Пролив.



 14 лет на рынке туризма
LAMARTİN CAD. NO:40/2 TAKSİM İSTANBUL  Tel: + 90 (212) 297 81 45  Fax: +90 (212) 297 81 50  E-mail: hotel@upjet.com.tr